18 января — День рождения детского телевидения в России

Сегодня поздравления принимают те, кто делает детство каждого малыша счастливым: люди работающие над созданием детских программ. 18 января — День рождения детского телевидения в России.

Дата праздника связана с днем основания в СССР Главной редакции программ для детей Центрального телевидения в 1963 году. Самыми успешными проектами, которые до сих пор помнят жители постсоветских стран, стали «Ералаш», «В гостях у сказки», «Спокойной ночи, малыши».

Вообще, становление российского телевидения началось в 1930 году, когда в лаборатории телевидения Всесоюзного электротехнического института в Москве разработали механизм, способный по радиоволнам передавать изображения. И уже в конце апреля – начале мая 1931 года стало возможным передавать на расстояния неподвижные фотографии известных деятелей страны и актеров. Спустя пять месяцев после первых опытных передач, картинка в телеэкране ожила. 1 октября 1931 года центральные газеты сообщили новость о том, что в Москве начинается регулярное телевещание. Долгое время «движущееся изображения» было немым, звук появился только в 1934 году. В 1939 году на телевидении вышла первая детская передача «С новым годом». В это же время в Ленинградском телецентре выходит первый телевизионный журнал «Телевизор», а так же передача «Веселая эстрада».

В период Великой Отечественной войны телевещание приостанавливается. Однако, несмотря на вынужденное прекращение вещания, уже 1 января 1946 года по Московскому телевидению был показан концерт детской художественной самодеятельности.

В 1951 году вместе с появлением Центральной студии телевидения появляются первые редакции по направлениям: детские, общественно-политические, информационные, литературные и другие. Такая дифференциация ускорила процесс развития и становления детского телевещания в стране. Так, например, редакция начинает собственное кинопроизводство – запись телеспетаклей. Технологию прямого эфира заменили записью: на театральной сцене играли актеры, их снимали дублями на кинокамеру, стоявшую в зале в одном положении, позже проявляли запись и делали монтаж.

В 50-ые, 60-ые годы число телепрограмм растет; появляется определенная периодичность. Кроме того, передачи ставят в сетку вещания, исходя из рекомендованного распорядка дня ребенка. В 1951 году появляется научно-популярная программа «Путешествие по СССР»; «Умелые ручки», которая позже разделилась на две программы, для младшего возраста и для детей постарше. Появляется «Клуб интересных встреч» для старшеклассников, «Пять рассказов об искусстве», «Пионерский театр», «Книжная полка». Еще одна программа – «Выставка Буратино» была ориентирована на самых маленьких зрителей. Выходила она раз в месяц по субботам, и с экранов малышей приветствовал Художник (Борис Курчевский – заслуженный деятель искусств РСФСР) и Буратино. Вдвоем они рассматривали рисунки, которые ребята присылали в редакцию, давали советы, а так же показывали и рассказывали об известных художниках. С середины 50-ых детям отводят больше эфирного времени.

В 60-е годы намечается тенденция перехода от разовых передач к цикловым. Для привлечения детей к научно-познавательным программам журналисты-телевизионщики изобретают новые способы подачи информации, экспериментируют с формой и жанрами. Так появляется документально-игровая многосерийная пьеса, документально-игровой очерк, журнал, викторина, иллюстрированные выступления, беседы. В эфир выходит много программ воспитательного и эстетического характера: телевизионный театр, журналы об изобразительном искусстве — «Радуга, «Холст», музыкальные передачи — «Жаворонок», «Необыкновенный ключ», «Путь к музыке». В жанре портретный очерк появляется «Жизнь замечательных людей», а в форме олимпиады передача «Путь в науку». Развиваются детские спортивные программы, такие как «Веселые старты» и «Школа начинающего спортсмена».

В 1963 году появляется программа, которая выходит в эфир и сегодня — «Спокойной ночи, малыши». Она сначала выходит в прямом эфире, состоит из закадрового текста и картинок, а затем для маленьких зрителей играют небольшие пьесы и кукольные спектакли с участием Буратино, Мямлика, Тепы, Шустрика. Частыми гостями программ становились дети, а так же актеры, которые рассказывали сказки. Привычные Филя, Хрюша, Каркуша и Степашка появились в конце 60-ых, начале 70-ых, а последним к куклам присоединился Мишутка.

В 70-80 годах XX века на просторах бывшего Союза шло усиленное формирование государственного радио и телевещания. Последовательно наращивалось количество информационных каналов. В это же время расширялся объем создаваемых отдельно для детей программ, фильмов и мультфильмов.